53. Санкт-Петербург и Сад Зимнего дворца.

Andreas Eisemann
7 min readMay 31, 2020

--

Решётка Романа Мельцера

Зимний дворец со стороны Дворцовой площади. Решётка Р. Ф. Мельцера. 1900-е годы.

Когда Адмиралтейство утратило свои оборонительные функции, в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства. Это упорядочило освободившееся пространство, в это же время участок между Зимним дворцом и Невой стал использоваться для развода караула. Со временем это место стало носить название Разводной площади. В этом виде площадь просуществовала до 1870-х годов, когда была устроена Дворцовая набережная. В направлении набережной от Невского проспекта был проложен Дворцовый проезд.

Со временем этот новый проезд стал достаточно оживлённым, к тому же проложенная в конце века конка дополнительно привнесла уличный шум. В крыле Зимнего дворца, выходившем окнами на проезд, находились личные покои царской четы, также здесь принимали иностранных послов. К тому же 5 (17) февраля 1880 террористом С. Н. Халтуриным был произвёл взрыв в подвале под обеденной залой Зимнего дворца. Это было одно из покушений на императора, после этого был принят ряд мер по обеспечению безопасности царской семьи.

В рамках этой работы был создан проект сада-буфера между проезжей частью улицы и дворцом, который был закончен уже в период царствования Александра III. Строительство началось по проекту архитектора Н. И. Крамского в 1896 году. В процессе работы сад был поднят над окружающим пейзажем — на площади более 13 000 квадратных метров разница высот составила порядка метра.

В центре сада был создан фонтан, в саду был разбит цветник и высажены деревья, этими работами руководил садовый мастер Р. Ф. Катцер. В работах участвовал архитектор Р. Шмеллинг.

В следующем, 1897 году императором Николаем II был выбран проект ограды сада архитектора Р. Ф. Мельцера, стилизованной под растреллиевское барокко. Решётка была выполнена в виде узора из стилизованных листьев аканта, которые окружали вензеля императорской семьи и государственный герб Российской Империи. Решётка была изготовлена в 1899 году силами мастерской Ф. А. Эгельсона, в 1900 году она была представлена на всемирной выставке в Париже. Экспонат включал в себя ворота, четыре звена решётки и шесть ваз для украшения столбов ограды; этому экспонату было присуждено Гран-при выставки.

В 1902 году ограда была установлена на место, она выглядела эффектно на высоком пьедестале из песчаника, установленного на гранитное основание. Вход в сад находился у стен дворца, это были большие ворота с двуглавым орлом, на столбах которых были водружены фонари. У ограды постоянно дежурил часовой, в саду были посажены деревья, в результате сад стал хорошей защитой императорской семьи от шума и недружелюбных проявлений.

Вид на Дворцовую набережную и Зимний дворец. 1900-е годы.

Так как сооружение имело цвет темно-розового песчаника, для единства цвета решили изменить окраску фасадов Зимнего дворца. Именно тогда он окрасился в красно-коричневой тон, в котором и встретил события 1917 года.

Члены императорской фамилии при открытии Троицкого моста. 16.05.1903

У меня есть фотографии уничтожения сада красными игиловцами но я не хочу их публиковать. Много чести.

После революции дворцовый сад был разрушен представителями новой власти (зачеркнуто) международной террористической организации Итнернационала. В первую очередь пострадали символы решётки — орлы и монограммы были выломаны, короны с вершин столбов тоже были сорваны. В 1918 году были уничтожены цветники сада, ограда была серьёзно повреждена. 7 ноября 1918 года — в первую годовщину революции на фундамент одного из звеньев решётки был установлен гипсовый бюст Радищева, это событие считалось первым проявлением ленинского плана монументальной пропаганды.

Каменщики на Конногвардейском переулке. 1903г.

Сад был уничтожен 1 мая 1920 года, для этого был организован исторический «ленинский» субботник. В субботнике участвовало семь тысяч рабочих, студентов и курсантов, по Неве был подогнан плавучий кран. Для вывоза мусора были мобилизованы грузовики, подводы, а также специально для субботника была проложена узкоколейная железная дорога, по которой ездило сто вагонеток.

Исаакиевский собор. 1900-е годы.

Под звуки Аллаху Акбар! (зачеркнуто) Интернационала праздничные колонны Аль-Каеды (зачеркнуто) во главе с губкомпартом, губпрофсоветом, реввоенсоветом 7-й армии и ревбалтфлота двинулись по городу, приветствуя «трудовую дружину», которая продолжала грузить вагонетки и растаскивать то, что осталось от ограды. В то время как тысячи человек орудовали ломами и лопатами, толкали вагонетки с кирпичом и грузили его на баржи, а громадный паровой кран стаскивал неподъемные цокольные камни на
набережную, многотысячная демонстрация под звуки нескольких оркестров двинулась от площади Урицкого к площади Жертв революции.

Малый и Большой Эрмитажи со стороны Дворцовой набережной. 1900-е.

Восемь звеньев решётки были демонтированы и в 1925–1926 годах они были установлены в качестве ограды сада 9 января на проспекте Стачек. При установке решёток на новом месте были нарушены пропорции — основание решёток было устроено существенно ниже, что испортило впечатление от композиции. К тому же в картушах на месте двуглавых орлов и вензелей были оставлены большие дыры, которые также испортили вид ограды.

Место найма женщин на работу

По материалам дореволюционных изданий:

Мраморный дворец. Вид со стороны Дворцовой набережной. До 1872 года.

Изготовление решетки было поручено г. Энгельсону в 1898 г. архитектором Р. Ф. Мельцером по его чертежам; в виду этого г. Энгельсон бросил свою художественно-слесарную мастерскую в Риге и переселился сюда со своими инструментами и специальными рабочими, чтобы всецело посвятить себя изготовлению художественной решетки для сада при Императорском Зимнем Дворце. Здешняя мастерская, могущая вместить около 300 рабочих, была начата постройкою 1 Сентября 1898 года *); постройка окончена в 3 месяца, но потребовалось еще 2 месяца для внутреннего ее устройства, так что к работе приступили 1 Февраля 1899 г.
*) На Петербургской стороне, Пудожская ул. №4
Изготовлением решетки занималось в среднем 200 человек рабочих, и эта работа была исполнена в 15 месяцев, так что теперь остается только установить решетку на место. Всего потребовалось для этой работы 13.768 пудов мягкой стали и железа; каждое звено решетки, имеющее 12 аршин длины и 4 ¾ арш. высоты, весит 250 пудов.
Каждые из двух ворот весят около 930 пудов и имеют более 12 аршин высоты и 10 арш. ширины. Вес 36 ваз на каменных столбах между звеньями решетки составляет 8 пудов в штуке, а каждый из больших фонарей на воротных столбах, имеющий 5½ аршин высоты и могущий вместить, по 4 человека, весит около 48 пудов.
Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов и т. п. Листья выкованы из мягкой листовой стали, толщиною в ¼ дюйма, а цветы — каждый из одной штуки мягкого железа; государственные гербы и вензеля вычеканены из мягкой стали в 2½ миллиметра.
На этой решетке, выдержанной в стиле Людовика ХV, работало в среднем только 12 человек иностранных художников кузнецов, все же остальное сделано русскими рабочими как здешними, так и из Балтийских губерний, работавшими под постоянным личным руководством Ф. А. Энгельсона.
Одни ворота, 4 звена решетки и 6 ваз отосланы в настояшее время на Всемирную выставку в Париж, и потому они могут быть установлены на место, вероятно, только весною будущего года.
(“Зодчий”, 1900 г., Вып. 7, С.96)

Большая Морская

Все работы по сооружению художественной ограды вокруг Зимнего Дворца закончены, и это грандиозное сооружение стало освобождаться от окружающих деревянных заборов и вскоре предстанет пред жителями во всей красе и величии. Часть этой ограды (ворота с малыми закруглениями и два звена) были выставлены на Парижской выставке и обратили всеобщее внимание, как среди посетителей ее, — так и главным образом среди специалистов. Анри Горар посвятил этому сооружению обстоятельную статью в «La Revue de l’Art», в которой говорит, что ограда по своей композиции, благородству стиля и смелости рисунка, а также и в смысле художественного исполнения из железа и камня представляет собою монументальное сооружение, чуждое рутины и вносящее новый свет в область декоративно-строительного искусства. Жюри экспертов, детально осмотрев выставленную часть ограды, единогласно постановило наградить экспонирующий ее завод двумя высшими наградами. После Высочайшего утверждения проекта этой ограды художника-архитектора Р. Ф. Мельцера, с назначением его строителем ее, начались подготовительные работы. В мае 1898 года было приступлено к кладке фундамента. Исследование почвы показало необходимость класть фундамент из путиловской бутовой плиты на портландском цементном растворе, на глубине до 6½ аршин. Скульптурные модели отдельных деталей решетки исполнял скульптор В. И. Жилкин. Заведывание за техническим исполнением металлических частей решетки было возложено на А. Ф. Энгельсона. Начатые в январе 1898 года ворота и звенья были готовы к весне прошлого года. К этому времени были окончены почти все каменные работы. На бутовый фундамент был положен нижний цоколь из финляндского гранита. Над ним тянулись на высоту 4½ аршина стены из красного песчаника. Из того же материала были сооружены столбы, у ворот и между звеньями, и по два закругления. Всего песчаника было употреблено до двухсот тысяч пудов. Интересны столбы и колонны, высотою до 9 аршин, представляющие собою большую редкость, так как монолиты песчаника подобного размера встречаются весьма редко. Все каменные работы исполнялись скульптором К. О. Гвиди и были кончены к осени прошлого года. Вся решетка ограды равняется 158 саженям и состоит из 36 звеньев и двух ворот; вес каждого звена 250 пудов; ворота же весят 1,200 пудов. Вся ограда по своему рисунку соответствует общему стилю Зимнего Дворца.
«Строитель», 1901, № 3, Стб. 129

Вид Невского проспекта

К концу XX века решетка обветшала настолько, что специалисты заговорили о возможной утрате этого произведения «необарокко эпохи модерна». В то же время высказывались и вполне справедливые предложения восстановить ограду и вернуть ее Зимнему дворцу. Начавшаяся лет пятнадцать назад реставрация показала нежелание местных властей возвращать решетку Романа Мельцера из «ссылки».

На дворе 21 век.

2020 год

Ограда всё так же продолжает погибать…

--

--